Дополнительные образовательные услуги это

Порядок и правила оказания платных образовательных услуг в школе и ДОУ. Ответственность и стоимость сервиса

Дополнительные образовательные услуги это

Конституция РФ гарантирует возможность бесплатно получить дошкольное, основное общее и среднее специальное образование любому гражданину. Тем не менее денежные поборы в школах и детских садах давно уже стали притчей во языцех среди родителей.

В довольно навязчивой форме людям внушается обязанность «благодарить» преподавателей за их работу даже в тех учебных заведениях, которые финансируются из госбюджета, нарушая при этом правовые рамки. В статье разбираются юридические аспекты оказания платных образовательных услуг в России.

Оказываем юридическую помощь. Звоните

Источник: https://pravovoi.center/zpp/uslugi/obrazovatelnye/platnye.html

Организация дополнительных платных образовательных услуг в автономных ДОО

Дополнительные образовательные услуги это

Светлана Глушко
Организация дополнительных платных образовательных услуг в автономных ДОО.

Краева Светлана Александровна,

Особенностью современного рынка услуг дошкольного образования является оказание дополнительных платных образовательных услуг.

Лицензии на оказание дополнительных платных образовательных услуг получили и автономные сады нашего района.

Данная статья будет полезна тем ДОО, которые начинают внедрять в образовательный процесс дополнительные образовательные услуги, в том числе платные.

Дополнительная образовательная услуга – комплекс целенаправленно создаваемых и предлагаемых образовательным учреждением возможностей получения образования в рамках его основной образовательной программы и приобретение дополнительных знаний, умений, навыков, развитие творческих и других способностей под руководством специалистов, с целью удовлетворения образовательных потребностей.

К платным образовательным услугам относятся те услуги, которые не включаются в базисный учебный план дошкольного образовательного учреждения. Эти услуги, не финансируются сельским, районным, республиканским или федеральным бюджетом.

Такие услуги предоставляются только по запросу родителей (статья 45 Закона «Об образовании»).

Организация дополнительных услуг – неотъемлемый компонент выполнения социального заказа общества, а также результат последовательного решения федеральных, региональных и муниципальных задач в области дошкольного образования.

Дополнительные образовательные услуги на современном этапе интегрируются в содержание реализуемой детским садом основной образовательной программы для расширения содержания базового компонента образования и снижения учебной нагрузки на ребенка.

Организация дополнительных образовательных услуг в детском саду осуществляется в форме кружков, секций, студий, клубов. Их работа планируется по тематическим разделам основной программы. Таким образом, закрепляют и расширяют полученные в рамках обязательных занятий знания, умения и навыки.

В детском саду всегда есть дети, проявляющие большой интерес к различным видам деятельности, но требования СанПиН и других нормативных документов, регламентирующих образовательную деятельность, не позволяют проводить большее количество занятий, чем это предусмотрено программой.

С целью выхода из сложившейся ситуации в детских садах организуются кружки и студии. Дополнительные образовательные программы осуществляются с учётом концепции А. В.

Запорожца об амплификации психического развития ребёнка путём его вовлечения в специфически детские виды деятельности (ФГОС ДО).

Реализация современной модели дополнительных образовательных услугв ДОУ призвана способствовать:

– Позитивным изменениям, направленным на обеспечение доступности, равных возможностей в получении дополнительного образования детей, наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей граждан на основе государственных гарантий;

– Созданию необходимых условий для развития индивидуальных способностей, базовых компетенций ребёнка, творческой сферы в интересной и значимой для него деятельности на основе гибкости и многообразия форм предоставления услуг;

– Повышению эффективности созданного программно – методического обеспечения по оказанию дополнительных образовательных услуг;

– Обеспечению вариативности образовательных траекторий в реализации направлений дополнительного образования;

– Созданию механизмов как внутренней, так и внешней системы оценки качества, ориентированной на повышение эффективности педагогического воздействия;

– Улучшению качественного состава педагогических кадров, занятых в работе по оказанию дополнительных услуг.

Пред тем, как внедрить дополнительные платные образовательные услуги необходимо убедиться,что:

• в уставе образовательного учреждения указано наличие платных образовательных услуг и установлен порядок их предоставления на договорной основе (пп. 5 «ж» п. 1 ст. 13 Закона РФ «Об образовании»);

• оказание отдельных видов платных дополнительных образовательных услуг возможно только при наличии соответствующей лицензии;

платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. В противном случае средства, заработанные путем такой деятельности, изымаются учредителем в его бюджет.

Модель организации платных образовательных услуг в ДОО:

1 этап – Определение спектра дополнительных образовательных услуг.

Для исследования потребительского рынка (запроса родителей, и определения спектра дополнительных услугпроводится анкетирование родителей:

1. Какое направление дополнительного образования вы хотели бы видеть в ДОО

2. Сколько вы готовы платить за дополнительные образовательные услуги.

2 этап – Составление программ кружков и секций.

Руководители кружков составляют и разрабатывают программу, перспективное планирование по дополнительному образованию, которая утверждается на педагогическом совете ДОО.

Дополнительные образовательные программы дополнительного образования детей могут быть различных направленностей, учитывая интересы дошкольников и запросы родителей по дополнительным услугам,из опыта работы детский сад чаще всего выбирает следующие направления:

• Художественно – эстетическое развитие (обучение танцам, хореография, кружки и студии по изобразительной, театрализованной деятельности, игре на музыкальных инструментах, вокалу);

• физическое воспитание и развитие (гимнастика, детский фитнес, спортивные танцы, «школа мяча»);

• интеллектуальное развитие (шахматы, шашки, развивающие игры, занимательная математика, физика для малышей, экономика, иностранный язык, информатика, экспериментальная деятельность, предшкола);

• раннее развитие (сенсорное воспитание, развитие логики, речи и др.);

• экологическое образование;

• экскурсионные и культурно-массовые мероприятия.

Программа включает следующие структурные элементы:

1. Титульный лист.

2. Пояснительную записку.

3. Учебно – тематический план.

4. дополнительной образовательной программы.

5. Методическое обеспечение программы.

6. Список литературы.

3 этап – получение лицензии на оказание дополнительных платных образовательных услуг

4 этап – Расчет родительской платы за оказание дополнительных платных образовательных услуг.

5 этап – Назначение и подготовка специалистов по направлениям дополнительных образовательных услуг.

Администрация проводит беседу, определяет профессиональную компетентность и назначает педагогов по дополнительному образованию.

Современный педагог в сфере дополнительного образования должен быть, прежде всего, направленным на детей, обладать коммуникативными качествами, стремиться к партнёрским отношениям со своими воспитанниками и родителями, владеть знаниями, достаточными для разработки авторской образовательной программы; умением использовать в своей деятельности разнообразные педагогические средства и приёмы, инновационные технологии; владеть техникой проектирования исследовательской работы.

6 этап – Создание нормативной базы.

1. Положение об организации платных дополнительных образовательных услуг в ДОУ.

2. Договор с родителями об оказании платных образовательных услуг.

3. Должностные инструкции педагогов кружков.

4. Издание заведующим приказов, утверждение расписания дополнительных услуг, прием заявлений от родителей.

5.Разработка необходимой документации: табель посещаемости кружка, программа, перспективный план.

7 этап – Организация рекламной кампании.

1. Проведение общего родительского собрания с целью ознакомления с предлагаемыми дополнительными услугами. Презентации кружков, секций и студий педагогами, осуществляющими дополнительные образовательные услуги.

2. Создание рекламных буклетов, объявлений, приглашений.

3. Проведение «Дня открытых дверей» с целью знакомства с проведением образовательных услуг.

4. Организация концертов, праздников, выставок детских работ, соревнований.

5. Информационные листы для родителей – мониторинг успехов детей, посещающих кружки и секции.

6. Индивидуальные беседы и консультирование родителей с целью выбора направлений дополнительных услуг.

7. Информация о дополнительных образовательных услугах на сайте дошкольного учреждения.

8 этап – Заключение договоров с родителями и руководителями кружков.

9 этап – Контроль качества оказания дополнительных образовательных услуг.

Потенциал дополнительного образования служит для построения единого образовательного пространства (педагоги, дети, родители, профессиональные сообщества, обеспечивает повышение качества образовательных услуг, помогает дошкольникам реализовать свои способности под руководством опытных педагогов, обладающих высоким профессионализмом. Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в дошкольном образовательном учреждении, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное – в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу – социализации и получают возможность полноценной организации свободного времени.

Таким образом, в рамках данной статьи мы уточнили сущность понятия «дополнительные образовательные услуги», их виды, а также рассмотрели некоторые особенности организации дополнительных платных образовательных услуг в условиях современных автономных дошкольных учреждений.

Список использованной литературы:

1. Березина В. Ф. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: Учебно – метод. пособие. – М.: АНО «Диалог культур», 2007. – 512с.

2. Интеграция общего и дополнительного образования Практическое пособие / Под. ред. Е. Б. Евладовой, А. В. Золотаревой, С. А. Паладьева. – М.: АРКТИ, 2006. – 296 с.

4. Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” .

5. Шинкарева Л. В., Воробьева А. А. Дополнительные образовательные услугив дошкольном учреждении: понятие, виды, особенности реализации // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I. —Пермь: Меркурий, 2011. — С. 92-95.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/organizacija-dopolnitelnyh-platnyh-obrazovatelnyh-uslug-v-avtonomnyh-do.html

» Понятие и основные виды образовательных услуг | Фин Эксперт Групп

Дополнительные образовательные услуги это

В настоящее время употребление словосочетания «образовательные услуги» стало привычным и обыденным как в письменной, так и в устной речи, как для лиц, предоставляющих эти услуги, так и для лиц, их потребляющих.

Но всегда ли правильно мы трактуем это понятие? Не вдаваясь в подробности и не выделяя каких-либо юридических тонкостей, можно сказать, что образовательные услуги – это услуги, предоставляемые в сфере (системе) образования. Такого определения образовательных услуг вполне достаточно, но только до тех пор, пока не возникает реальной потребности в приобретении этих самых услуг.

Именно здесь и появляется желание узнать все нюансы и подробности. Попробуем определить, что же именно включает в себя понятие «образовательные услуги».

Ни в Законе РФ «Об образовании», ни в других нормативных правовых актах, регулирующих образовательную деятельность, официального определения образовательных услуг не содержится. Общее понятие услуг закреплено в Налоговом кодексе РФ.

Услугами признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Это означает, что при оказании услуг, как правило, не создается объектов материального мира, на которые могли бы распространяться права собственности. Услуги, преимущественно, не имеют овеществленной формы (проще говоря, их нельзя потрогать, примерить, т.е.

их нельзя осязать как конкретную вещь), а содержат полезный эффект в самих себе. Итогом услуг являются нематериальные блага (например, определенное состояние лица, достигнутое в результате лечения; полученная необходимая информация; приобретенный уровень образования и проче.).

Исключение составляют услуги по изготовлению овеществленных предметов по индивидуальным заказам (например, услуги фотографий, а также другие услуги, результат которых хранится на материальных носителях – магнитных лентах, дисках, бумаге и др.).

Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней.

Соотношение понятий услуги и образование позволяет нам определить, что образовательные услуги – это услуги, предоставляемые в процессе осуществления образовательной деятельности, результатом которой является достижение гражданами определенного уровня воспитания и обучения.

Казалось бы, такое определение является вполне понятным и можно дальше продолжить разговор об образовательных услугах. Но не все так просто. В чем же, собственно, заключается проблема?

Смысл проблемы состоит в применении гражданско-правовых норм к сфере образования. С точки зрения гражданского законодательства услуги, как правило, имеют возмездный характер. Это означает, что исполнение услуг реализуется за соответствующую плату. Отношения между исполнителем и потребителем услуг регулируются соответствующим договором.

Осуществление образовательного процесса государственными и муниципальными образовательными учреждениями в пределах основных образовательных программ и государственных образовательных стандартов не является платным и не регулируется договорными отношениями об оказании образовательных услуг.

Следовательно, в данном случае реализацию процесса обучения и воспитания нельзя абсолютно отождествлять с оказанием образовательных услуг.

В нормативных правовых актах, регулирующих образовательную деятельность, можно довольно часто встретить словосочетание «образовательные услуги», которое в некоторых случаях дополняется словом «платные» (иногда словом «дополнительные»). Данное дополнение употребляется именно с целью разграничить характер образовательной деятельности осуществляемой на платной и бесплатной основе.

Зачем же употреблять слово «платные», если сама услуга носит преимущественно возмездный характер? На сей раз, очевидно с тем, чтобы отграничить характер уже самой услуги – на платный и бесплатный. Когда речь заходит о бюджетных образовательных учреждениях, то, как правило, употребляется понятие «платные (платные дополнительные) образовательные услуги».

Однако при регламентации деятельности негосударственных образовательных учреждений выражение «платные образовательные услуги» практически не используется, так как все услуги в данных организациях предоставляются за плату.

Отсюда следует вопрос, как же тогда быть с разграничением на платные и бесплатные образовательные услуги, да и вообще, что же, наконец, следует понимать под образовательными услугами?

О том, насколько допустимо применительно к образовательной сфере (в частности, к бесплатному образованию) употреблять понятие «образовательные услуги», ведется немало дискуссий. В рамках данного пособия неуместно вдаваться в полемику и выяснять суть данной проблемы.

В дальнейшем изложении под образовательными услугами будет подразумеваться деятельность образовательных организаций, направленная на достижение гражданами определенного уровня воспитания и обучения (независимо от того, является ли эта деятельность платной или нет).

Все услуги, которые оказываются в системе образования, систематизированы и легально закреплены в Общероссийском классификаторе услуг населению (ОКУН) по соответствующим параметрам.

Классификация услуг включает деление на группы, затем на подгруппы, которые в свою очередь подразделяются на виды в соответствии с целевым функциональным назначением.

Основываясь на данных ОКУН, можно говорить о следующих видах услуг в системе образования:

• услуги в системе дошкольного воспитания;

• услуги в системе среднего образования;

• услуги в системе высшего образования;

• услуги в системе технической подготовки кадров (в том числе – профессиональная реабилитация кадров);

• обучение населения на курсах (в том числе – обучение на курсах иностранных языков; на курсах по вождению автомобилей; на других курсах и в кружках);

• прочие услуги в системе образования (например, репетиторство).

Практическая реализация каждого из перечисленных видов образовательных услуг осуществляется образовательными учреждениями (физическими лицами, занимающимися индивидуальной трудовой педагогической деятельностью) в соответствии с их статусом и целевой направленностью образовательной деятельности. Так, например, услуги в системе дошкольного воспитания предоставляются дошкольными образовательными учреждениями, а услуги в системе высшего образования оказываются высшими учебными заведениями.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании», иными нормативно-правовыми актами, регулирующими образовательную деятельность, образовательные услуги могут быть как основными, так и дополнительными.

К основным образовательным услугамотносятся услуги, предоставляемые по основным образовательным программам.

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ определяется государственными образовательными стандартами, которые устанавливают федеральные (центральные) органы государственной власти и управления в рамках их компетенции.

 Дополнительными образовательными услугами,соответственно, считаются услуги, осуществляемые по дополнительным образовательным программам. К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:

• в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;

• в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, на станциях юных техников, станциях юных натуралистов и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии);

• посредством индивидуальной трудовой педагогической деятельности.

Необходимо заметить, что государственные образовательные стандарты могут устанавливаться и по отдельным дополнительным образовательным программам.

Все образовательные услуги также могут быть разделены на два основных вида: платныеи бесплатные. В соответствии со смысловой направленностью понятия «бесплатное образование» и «бесплатные образовательные услуги» далее будут отождествлять, равно как и понятия «платное образование» и «платные образовательные услуги».

Под бесплатными образовательными услугамипонимаются услуги, оказываемые государственными и муниципальными образовательными учреждениями в пределах основных образовательных программ, финансируемых за счет бюджетных средств, и государственных образовательных стандартов.

Из данного определения необходимо выделить три существенных признака. Во-первых, бесплатные образовательные услуги оказываются государственными и муниципальными образовательными учреждениями.

Во-вторых, бесплатные образовательные услуги реализуются только по основным образовательным программам, финансируемым из бюджета соответствующего уровня (федерального, регионального, муниципального).

 В-третьих, реализация бесплатных образовательных услуг осуществляется исключительно в пределах государственных образовательных стандартов. Предоставление бесплатных образовательных услуг не регулируется договорными отношениями между потребляющими эти услуги, и соответствующими образовательными учреждениями.

К правоотношениям, возникающим в связи с оказанием бесплатных образовательных услуг, нормы гражданского законодательства (в том числе Закона РФ «О защите прав потребителей») не применяются. Данные правоотношения регулируются законодательством РФ (в широком смысле) об образовании.

Платными образовательными услугамипринято считать услуги, оказываемые образовательными учреждениями всех видов, а также лицами, занимающимися индивидуальной трудовой педагогической деятельность, за соответствующую плату. Следует отметить, что настоящее определение является общим и не содержит указания на конкретные условия и порядок осуществления платной образовательной деятельности.

В связи с этим необходимо внести некоторые уточнения.

Во-первых, государственные и муниципальные образовательные учреждения имеют право оказывать платные образовательные услуги: не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами; за счет внебюджетных средств (например, средств сторонних организаций, спонсоров или частных лиц, в т. ч. родителей воспитанников и обучающихся).

Фактически это означает, что государственные и муниципальные образовательные учреждения вправе оказывать платные дополнительныеобразовательные услуги. Во-вторых, негосударственные образовательные организации вправе осуществлять платную образовательную деятельность, как в рамках государственных образовательных стандартов, так и за их пределами, т.е.

предоставлять за плату и основные и дополнительные образовательные услуги. Настоящее правило распространяется также на лиц, занимающихся индивидуальной образовательной деятельностью. В третьих, перечень платных образовательных услуг (как основных, так и дополнительных) должен быть в обязательном порядке закреплен в уставах (положениях) образовательных учреждений и организаций.

Н.А. Агешкина

Источник: http://www.finexg.ru/ponyatie-i-osnovnye-vidy-obrazovatelnyx-uslug/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.