Освобождение от школы

Содержание

Записка в школу от родителей — образец 2021

Освобождение от школы

Записка в школу от родителей — это документ, которым один из родителей школьника объясняет причины отсутствия своего сына или дочери на занятиях. Учителя требуют такой документ, если ученик пропускает один день или несколько уроков.

Основные правила составления

Официальная записка в школу от родителей о пропуске занятий ребенком не всегда является обязательной. Некоторые учителя спокойно относятся к пропуску занятий, если родители ученика позвонили заранее и предупредили о предстоящем отсутствии.

Однако школьное руководство или учитель нередко не являются настолько лояльными и требуют обязательного письменного объяснения при отсутствии ребенка на уроках.

Все зависит от правил конкретного учебного заведения, чаще всего объяснительная все-таки требуется.

Общие правила написания объяснительной касаются всех видов объяснительных, рекомендации, как написать заявление в школу об отсутствии ребенка по семейным обстоятельствам или по состоянию здоровья одинаковы:

  • в верхнем правом углу укажите, кому и от кого направляется бумага — обычно на имя классного руководителя или директора учебного заведения;
  • посередине листа напишите «Объяснительная записка»;
  • с новой строки кратко изложите причину и дату отсутствия;
  • при необходимости укажите, что берете на себя ответственность за жизнь и здоровье несовершеннолетнего в указанный день;
  • внизу в левой части страницы укажите дату составления;
  • внизу в правой части страницы поставьте свою подпись.

Так как объяснительная является официальным документом, важно не допускать помарок и ошибок при написании.

Обращение к классному руководителю о пропуске занятий по состоянию здоровья

Причиной неявки на уроки нередко является плохое самочувствие ученика.

Учитывайте, что объяснительная в школу об отсутствии ребенка по состоянию здоровья составляется, только когда у ребенка небольшое недомогание, которое продлится не более одного дня. Если ребенок заболел и пропустит несколько дней, следует обратиться к врачу: он не только не допустит развития болезни и усугубления состояния, но и выдаст официальную справку.

Скачать образец записки в школу об отсутствии ребенка по состоянию здоровья

Письмо об освобождении от физкультуры

Обычно освобождение от физкультуры дает врач, но в некоторых случаях, когда необходимо временное отстранение от урока по причине небольшого недомогания, поможет и обращение от родителя. Правила его составления такие же, только пишется оно на имя учителя физкультуры.

Такая бумага поможет освободить ученика только от одного урока физкультуры. При серьезном заболевании или травме следует обратиться к педиатру за справкой. Записку следует отдать либо лично учителю физкультуры, либо классному руководителю, который передаст ее учителю.

Учителю физкультуры 8 «А» класса

ГБОУ СОШ № 585

Иванову Ивану Ивановичу

от мамы ученика 8 «А» класса

ГБОУ СОШ № 585 Петрова П.П.

Петровой Марии Николаевны

Объяснительная записка

В связи с легкой травмой ноги (растяжение связок) прошу освободить моего сына, ученика 8 «А» класса ГБОУ СОШ № 585 Петрова Петра, от выполнения физических нормативов 12.01.2021.

12 января 2021 года _______________/Петрова М.Н.

Объяснительная на имя директора

В некоторых учебных заведениях правила требуют составлять бумагу о пропуске занятий на имя директора. Уточните у своего классного руководителя, на чье имя писать ее в вашей школе.

Письмо о пропуске одного урока

Если ребенку требуется по какой-либо причине пропустить один или несколько уроков, то ему потребуется письменное объяснение. Ученик не вправе просто так покинуть занятия посреди учебного дня — это прогул.

Классному руководителю 8 «А» класса

ГБОУ СОШ № 585

Ивановой Ирине Ивановне

от мамы ученика 8 «А» класса

ГБОУ СОШ № 585 Петрова П.П.

Петровой Марии Николаевны

Объяснительная записка

Прошу отпустить моего сына, ученика 8 «А» класса ГБОУ СОШ № 585 Петрова Петра, 13 января 2021 года с третьего урока по причине записи к стоматологу.

12 января 2021 года _______________/Петрова М.Н.

Скачать объяснительную записку в школу об отсутствии ребенка на уроке

Документ об отсутствии в школе по семейным обстоятельствам

Уважительными причинами неявки ребенка на уроки являются семейные обстоятельства, например:

  • смерть родственника;
  • болезнь родителя (когда требуется помощь ребенка);
  • загородная поездка;
  • семейное торжество или мероприятие;
  • необходимость присмотра за младшим братом или сестрой и т. п.

Инструкция, как написать объяснительную учителю в школу об отсутствии ребенка по семейным обстоятельствам, такая же, как и для других видов объяснительных. Главное — кратко, но емко изложить причины отсутствия ребенка и указать, что в этот период ответственность за состояние ребенка на себя всецело берет родитель.

1

0

285717

Источник: https://littleone.com/publication/0-6046-kak-pisat-zapisku-v-shkolu-ot-roditeley

Как написать заявление в школу в 2021 году — о том что ребенок будет отсутствовать

Освобождение от школы

Ежедневное посещение школы детьми находится на контроле руководства учебного заведения, городского отдела образования. Ребенок несколько дней может не ходить на уроки, однако, для этого должна быть уважительная причина (например, заболевание, отпуск родителей или другие семейные обстоятельства) и оправдательный документ.

Последним является официальная справка от врача, либо родители должны написать заявление в школу на имя классного руководителя или директора о том, что ребенок некоторое время будет отсутствовать. Дирекция школы обязана принять такое заявление.

Когда необходимо писать заявление в школу о пропуске занятий

Согласно Федеральному законодательному акту «Об образовании», родители школьника имеют не только права на бесплатное обучение ребенка в школе, но определенные обязанности. На них накладывается ответственность, чтобы их ребенок не посещал школу только вследствие уважительных причин, которые должны подтверждаться документально.

Соответственно представленному закону, следует выделить главные положения:

  1. Образовательное учреждение отвечает не только за получение школьником знаний, но и его физическое здоровье, жизнь. Руководители школ нередко отчитываются перед отделом образования за совершенные их учениками прогулы без уважительных причин.
  2. Часто школьники, отправляясь на уроки, не доходят до стен учебного заведения. Если они просто прогуливают — это может и не иметь ощутимых последствий. Если же дети исчезают надолго либо бесследно, полиция, отдел образования проверяют не только родителей исчезнувшего ребенка, но и школу. Во избежание подобных ситуаций, руководство образовательного заведения отслеживает посещение уроков школьниками и наличие оправдательных документов при отсутствии ребенка.

    Образец заявления

  3. В соответствии с законодательством, родители обязаны соблюдать регламент школьного образования. Следовательно, при запросе представить документ, подтверждающий уважительный случай прогула школьника, родители должны реагировать соответственно. Если же пропуски подтвердить документально не представляется возможным, необходимо подать заявление заранее или уже после выхода ребенка в школу.

При отсутствии у детей официальных справок, других оправдательных документов, школа обязана принимать соответствующие меры по отношению к ученикам и их родителям.

https://www.youtube.com/watch?v=d7Lq2UzSSlU

Письменно родители вправе обратиться к директору школы при возникновении следующих причин:

  1. Заболевание ребенка является одной из наиболее часто встречающихся причин пропуска занятий. Записка не нужна, если период отсутствия ученика в школе оправдывается медицинской справкой.
  2. Отпуск родителей. Подобная ситуация случается при одновременном получении отцом и матерью очередного отпуска, причем родители хотят провести его вдалеке от дома вместе с ребенком. В этом случае следует обосновать прогулы ребенка фразой «по семейным обстоятельствам».
  3. Поездка ученика на лечение воспринимается учителями с пониманием. Обычно такой момент подтверждается последующим представлением справки из лечебного учреждения. Однако предварительное уведомление не помешает.

    Образец заявления с указанием причины

  4. Отсутствие по семейным обстоятельствам является самой универсальной формулировкой предупреждения. Она подходит во всех случаях, если родители не хотят конкретизировать причину отсутствия в заявлении.
  5. Причиной написания записки об освобождении с отдельных уроков может служить полученная травма или легкое временное недомогание учащегося в связи с окончанием болезни. В этом случае, он может не посещать занятия по физкультуре, но на остальных уроках он будет присутствовать.

Поданная заблаговременно записка об освобождении от уроков должна быть завизирована директором учебного заведения.

Чем грозит отсутствие заявления от родителей при пропуске занятий

Школьный учитель несет ответственность за ребенка в учебное время, даже если ученик по какой-либо причине не посещает уроки. Поэтому предупредить его о предполагаемых прогулах — прямая обязанность родителей.

В случае продолжительного непосещения без оправдательных документов, школа вправе обратиться в полицию или Опекунский совет. Тогда не только школьнику грозит постановка на учет, но и проверки н предмет выполнения родительских обязанностей его родителей. Семья будет проходить по правоохранительным и опекунским органам как «неблагополучная».

Могут ли не принять заявление и что делать в этом случае

Российское законодательство не позволяет должностному лицу отказывать в приеме письменного обращения заявителя. Подобное обращение с родителями несет дисциплинарную и административную ответственность. Если заявление все же отказываются принять, его необходимо направить руководству школы заказным письмом.

Реквизиты и образцы написания заявления

Уведомить заранее школьное руководство во время учебного года разрешается обычным письменным заявлением. Документ составляется заблаговременно, но не меньше чем за день до планируемого пропуска. Заявление оформляется в свободной форме, однако для подобного рода документов существуют определенные правила, установленный регламент написания.

Особенности составления

Составленная родителем записка при отсутствии ребенка в школе отождествляется с оправдательным документом. Последний должен быть грамотно оформлен, в соответствии с принятыми стандартами:

  • официальные документы, подлежащие визированию и дальнейшему хранению, составляются на белом листе формата A4, использовать лист школьной тетради не рекомендуется;
  • при изложении причины пропуска занятий необходимо использовать официально-деловой стиль, без включения эмоций;
  • записка должна содержать все реквизиты, которые присущи официальному обращению к руководству.

При выборе способа исполнения — написать от руки или отпечатать на принтере, лучше всего обратиться к первому. В случае каких-либо возникших впоследствии недоразумений, можно прибегнуть к аутентификации почерков.

При оформлении предупредительной записки желательно придерживаться следующих правил:

  1. Правый верхний угол листа содержит группу верхних реквизитов, т. н. шапку. В ней указывается полная именная формула руководителя общеобразовательного заведения, его занимаемая должность.
  2. Ниже, на этой же стороне, отображается ФИО адресанта, его контактные данные на случай непредвиденных обстоятельств.
  3. Посередине письма проставляется «Заявление». Слово может быть написано как прописными, так и строчными символами, но обязательно начинаться с заглавной буквы. В конце слова точка не предусмотрена.
  4. Основной раздел документа описывает суть заявления. Здесь указывается, какого конкретно ученика нужно освободить, с указанием полного ФИО школьника, его класс обучения, дату предполагаемого пропуска, либо какой урок он не может посещать, например, физкультуру.

    Не рекомендуется использовать выражение «довожу до сведения» и фразу «уведомляю».

  5. Обязательно описать причину будущего пропуска.
  6. Записка дополняется обязательством родителей проконтролировать восполнение знаний пропущенного урока и несением ответственности за жизнь и состояние здоровья во время вынужденного отсутствия в школе.
  7. Подытоживается обращение датой его подачи и личной подписью родителя.

Нередко преднамеренное освобождение от занятий должно письменно согласовываться с учителями школьника, его классным руководителем.

Как влияет на форму заявления срок отсутствия ребенка

Форма предварительного обращения к школьному руководству по поводу будущего пропуска, не зависит от количества предполагаемых дней непосещения. Заявление также предполагает наличие верхних реквизитов с указанием должности, Ф.И.О. руководителя образовательного заведения и заявителя.

В основном разделе отличаются только даты планирующегося освобождения и указанные причины. Если же школьник отправляется на оздоровление, ему будет гарантирована выдача лечебным учреждением медицинской справки для подтверждения отсутствия на уроках.

При нахождении дома по болезни не более 3-х дней, родители пишут объяснительную записку с указанием причины непосещения школы.

Отсутствие по болезни более трех учебных дней должно подтверждаться медицинской справкой.

Образец заявления по семейным обстоятельствам

Письменное обращение с фразой «по семейным обстоятельствам» является наиболее распространенным объяснением. Оно заключает целый комплекс обстоятельств, которые можно не указывать в заявлении.

Документ подобного типа характеризуются следующими особенностями:

  1. Разрешается не конкретизировать обстоятельства будущего отсутствия ребенка.
  2. Можно обойтись без справок, других необходимых документов. Руководство учебного заведения не вправе их требовать.
  3. Заявление об освобождении оформляется в вышеприведенной последовательности, дополнительных сведений представлять не требуется.
  4. Нет также необходимости уточнять все занятия, которые планируется пропустить. Достаточно указать даты пропусков.

Заявление в школу о пропуске по семейным обстоятельствам

Процедура подачи письменного обращения заканчивается его регистрацией секретарем и визированием директором школы.

Образец заявления по болезни

Записка о пропуске занятий составляется уже после выздоровления ребенка, причем непосещение уроков может оправдываться подобным документом не более трех учебных дней.

В обратном случае необходимо посетить больницу либо вызвать врача на дом.

Причиной написания записки «по болезни» может быть легкое недомогание, отравление пищевыми продуктами либо повышенная температура вследствие продолжительного нахождения на улице.

Образец заявления по болезни

Планируемое непосещение ребенком школы во время проведения учебного процесса должно обязательно документироваться.

Заявление об освобождении от занятий следует представить не позже, чем за один день до предполагаемого отсутствия (кроме случаев, если пропуск был совершен по причине плохого самочувствия).

Текст заявления должен быть выдержан в деловом стиле и завизирован директором школы.

Статья проверена экспертом: Нефедовой Анной.

Источник: https://OPrave.com/dokumenty/zayavlenie-v-shkolu.html

Читать онлайн

Освобождение от школы

Иван Иллич

Освобождение от школ. Пропорциональность и современный мир

Иван Иллич был экстраординарным социальным философом, аналитиком и критиком современного мира и его самосознания. Он принадлежал к замечательному поколению интеллектуалов, в 1960-1970-е гг.

бросивших вызов «современности», как таковой, — в их работах не ностальгия по воображаемому прошлому или утраченным привилегиям, а бесстрашное устремление в будущее. И после 1970-х, когда пик радикализма был пройден, Иллич продолжал углубляться во все новые области.

Его устремленность к демистификации понятий и представлений и неистощимая творческая энергия обеспечивали ему редкую способность стимулировать других — это был крупный мыслитель, блистательный педагог, фокус непрерывных дискуссий и «сетей» научных и человеческих связей.

Искусство дружбы — «конвивельности»[1] во всей полноте его смыслов, т. е. дружба, взаимность, доверие и радость творческого взаимодействия, было поднято Илличем на новую высоту. Он постоянно путешествовал по странам и континентам, его приезд вовлекал всех в водоворот споров и дружеских встреч.

Но в своем постоянном стремлении «дойти до самой сути» фундаментальных проблем современности он вел и кропотливые исследования, индивидуальные и совместные, результатом которых были его многочисленные лекции и статьи, а также более дюжины написанных им книг.

Многие работы Иллича имеют самое непосредственное значение для России, ведь в них рассматриваются важнейшие современные проблемы, вскрываются их глубинные корни и предлагаются новые, альтернативные рамки для нынешних и будущих дискуссий.

В своих работах Иллич изложил альтернативный взгляд на современное образование и здравоохранение, бедность и энергетику, гендерные проблемы и отношения людей в малых и больших сообществах — все это острые и спорные проблемы повседневной жизни России.

Тем не менее его работы в России практически неизвестны.

И дело не только в том, что Россия на протяжении нескольких поколений была отгорожена от новых и неортодоксальных тенденций в западной мысли (с одной стороны, жесткой цензурой, а с другой — насаждением религиозной карикатуры на марксизм, называвшейся «марксизмом-ленинизмом»).

Интеллектуальные и моральные лилипуты, правители долгой брежневской эры, интуитивно чувствовали, что труды, подобные работам Иллича, слишком «крупны» и радикальны, чтобы быть разрешенными — безотносительно к их содержанию. Для них лишь то было хорошо, что серо. И притом, что Иллича никак невозможно было отнести к «нашим» или «не нашим» в «холодной войне», проще было не замечать его совсем.

В России постсоветской эпохи могущественные тени брежневской ментальности и этики все еще сильны. Взгляды на мир меняются медленно. Большинство людей прилагают огромные усилия для того, чтобы выжить, поэтому им не до сложных идей — стары они или новы.

Так называемым «новым русским» идеи, не поддающиеся быстрому превращению в деньги, неинтересны и бесполезны. Преодоление этих преград на пути к новым представлениям об обществе и о человеке потребует много сил и времени, но работу эту необходимо продолжать.

Представляемая книга — одно из таких усилий, а также попытка хотя бы отчасти восполнить упущенное российским читателем в международных дискуссиях по фундаментальным проблемам современности.

Это первая книга Ивана Иллича, переведенная на русский язык. Она содержит бескомпромиссную критику современной системы образования и альтернативное ей видение. Книга позволяет расширить и углубить теоретическое обсуждение повседневных проблем, придавая им иное прочтение и новые измерения.

Иллич не призывал к закрытию школ, он отказывал им в праве на монополию в деле образования. Он открыл для обсуждения процессы их бюрократизации, «индустриализации» и ритуализации, признаки и результаты этих процессов.

На Западе книга Иллича существенно повлияла на позиции и представления не только тех, кто был согласен с автором, но и тех, кто не согласился с ним, однако не мог проигнорировать его анализ.

Теперь эта книга стала уже классической — на нее часто ссылаются, она необходима российским педагогам, студентам, родителям и всем заинтересованным гражданам, чтобы перейти от бесконечных споров о мелких, сиюминутных трудностях школы к обсуждению ее фундаментальных проблем.

Однако первую публикацию, по необходимости служащую «визитной карточкой» большого социального аналитика, не следовало ограничивать одной-единственной проблемой.

Поэтому в данное издание включены отрывки из ряда текстов Иллича, небольшие хрестоматии, написанные в разное время и посвященные различным проблемам, объединенные в соответствии с терминологией Иллича общим названием «Соразмерность в современном мире».

Это позволит заинтересованному читателю лучше понять мировоззрение Ивана Иллича в целом и одновременно расширить контекст понимания взглядов Иллича на образование, его возможности, трудности и недостатки.

вернуться

Понятие conviviality, очень важное в мышлении Иллича, не поддается прямому переводу на русский язык. Мы представляем его в транслитерации и определяем в тексте. Определение его самим Илличем — смотрите одну из его работ: IllichI. Retooling Society. – CIDOC, 1972.

вернуться

Первая полная библиография произведений Ивана Иллича — см.: Hoinacki L. and Mitcham С. The Challenges of Ivan Illich. – University of New York Press, 2002. – pp.20–32. Библиография включает 14 книг, множество их переводов, а также обширные перечни статей и архивных материалов.

вернуться

Приставка de-,означающая отрицание, связана в английском тексте с двумя словами: (1) school и (2) schooling. Первое переводится как школа. Второе ближе к школярству, т. е. связано с формальными и внешними аспектами образования.

В соответствии с этим вторым смыслом слово deschoolingу Иллича означает освобождение наших представлений об образовании от монополии обучающей школы-машины.

В немецком языке слово deschooling более процессуально, оно означает призыв к преодолению всеобщего школярства, или, иначе, к уходу от деспотической власти школы над обществом (комментарии Уве Перксона в письме от 14.12.2003). Таким образом, речь идет вовсе не о необходимости уничтожения самого института школы.

Источник: https://www.rulit.me/books/osvobozhdenie-ot-shkol-proporcionalnost-i-sovremennyj-mir-read-564071-1.html

Образцы заявлений в школу (в колледж) о пропуске занятий, на каникулы

Освобождение от школы

8.789 285

Если планируется отсутствие ребёнка в школе (или в детском саду) необходимо написать заявление на имя директора учебного заведения, потому что в учебное время они несут ответственность за ребёнка.

Варианты и образцы заявлений о пропуске занятий мы предоставляем:

Когда планируется отсутствие ребенка в течение нескольких дней

ДиректоруГБОУ «Гимназия № 1583»Пермяковой Л. Н.от _________________________ (Ф.И.О. родителя)проживающего по адресу _________________________________________________тел. ________________________________
заявление.Прошу разрешить отсутствовать на учебных занятиях в школе с _________ по ______________________ моему сыну/моей дочери ______________________, ученику/ученицы __________ класса в связи _______________________________Ответственность за жизнь и здоровье моего ребёнка, а также освоение им учебной программы в указанный период беру на себя.
__________дата              __________ подпись                         /расшифровка Фамилия, инициалы/

Если планируется отсутствие ребенка на нескольких уроках в течение дня

ДиректоруГБОУ «Гимназия № 1583»Пермяковой Л. Н.от _________________________ (Ф.И.О. родителя)проживающего по адресу _________________________________________________тел. ________________________________
заявление.Прошу разрешить отсутствовать на учебных занятиях в школе с _________ по ______________________ моему сыну/моей дочери ______________________, ученику/ученицы __________ класса пропустить уроки с ______  по _______ в связи _______________________________ .Ответственность за жизнь и здоровье моего ребёнка, а также освоение им учебной программы в указанный период беру на себя.
__________дата              __________ подпись                         /расшифровка Фамилия, инициалы/

Если и пока студент не достиг возраста 18 лет, такое заявление пишут родители.

Директору колледжаинформатики и программированияпри ФГБОУ ВО “Финансовый университетпри Правительстве Российской Федерации”Н.И. Дёмкинойот _________________________ (Ф.И.О. родителя)(номер телефона) ________________________________
ЗАЯВЛЕНИЕПрошу Вас освободить от учебных занятий в колледже моего (ю) сына/дочь  ______________________________________________________________________________________________________________,(ФИО, дата рождения)студента (ку) _______________курса группы __________________  с “______”________________20 ____г.  по “______”________________20 ____г. в связи с__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.Ответственность за сохранность жизни и здоровья ребёнка в указанный период, а также освоение учебной программы беру на себя.
 ______________________ подпись ______________________ /расшифровка Фамилия, инициалы/”______”________________20 ____г.датаСОГЛАСОВАНО:Зав. отделением             ______________________________ (____________________________________)Классный руководитель  ______________________________ (____________________________________)

Когда отсутствие не планировалось (например, по болезни не более чем в течение  календарных 3 дней)

ДиректоруГБОУ «Гимназия № 1583»Пермяковой Л. Н.от _________________________ (Ф.И.О. родителя)проживающего по адресу _________________________________________________тел. ________________________________
заявление.Мой сын/моя дочь  ______________________, ученик/ученица__________ класса отсутствовал/отсутствовала на учебных занятиях в школе с _________ по ______________________ в связи плохим самочувствием.Обязуюсь проконтролировать восполнения пропущенного материала.
__________дата              __________ подпись                         /расшифровка Фамилия, инициалы/

Заявление в школу на каникулы. Где будет находиться ребенок.

По многочисленным просьбам публикуем образец заявления на школьные каникулы (осенние, зимние, весенние, летние) с указанием, где ребенок будет находиться в период каникул.

Директору ГБОУ СОШ №________(ФИО руководителя)____________(ФИО заявителя)______________,проживающей(щего) по адресу______________________________ 
                                                                    заявление. Мой ребенок,_________________________, ученик(ца)  ______ класса во время ___________ каникул будет находиться______________________________________________________________________________________по адресу:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Я,_____________________________________________________________________________________________несу полную ответственность за жизнь и здоровье своего ребенка во время ____________ каникул.
__________дата              __________ подпись                         /расшифровка Фамилия, инициалы/

Источник: https://www.besaport.ru/raznoe/600-obraztsy-zayavlenij-v-shkolu

Иван Иллич «Освобождение от школ»

Освобождение от школы
?

abstract0r (abstract0r) wrote,
2011-09-29 13:04:00 abstract0r
abstract0r
2011-09-29 13:04:00 Category: Иван Иллич «Освобождение от школ».

 

Совсем небольшая книжка, всего около 100 страниц, описывает проблемы школьного образования.

Книжка писалась в 70-е годы прошлого века, но в ней рассматриваются проблемы, которые возникли еще на этапе формирования современного уклада общества, т.е. уклада, сложившегося после промышленной революции.

https://www.youtube.com/watch?v=MzNYBfE-Vu4

Данная книга меня заинтересовала еще во время прочтения книги Э. Фромма «Иметь или быть?». Правда, заинтересовала скорее названием, а не контекстом, в котором она упоминается в произведение Фромма. Там она была еще одним подтверждением «неправильности» современного уклада общества.

Немного об авторе книги. Иллич по образованию священник, на этом поприще даже добился некоторых высот, но потом сложил с себя сан. Занимался философией, критикой современного общества и просветительской работой.

Иллич не являлся профессиональным школьным учителем, но опыт преподавания у него был, сначала в Центре межкультурной коммуникации, потом опыт преподавания в различных университетах, чтение лекций.

Небольшое замечание: этот пост является скорее пересказом-конспектом книги, а не анализом.

Поэтому тут скорее представлена точка зрения Иллича на проблему, чем моя точка зрения.

Недостатки школьного образования.

Основные проблемы, которые Иллич видел в школьном образовании следующие:

1 – школьное образование стоит очень дорого. Так исторически сложилось, что школьное образование длится долго – 12 лет. (Это данные по США и там, по-моему, фигурировала цифра 12). Эти 12 лет слабомотивированные дети по большей части изучают предметы, которые им просто не интересны.

Этому есть разные причины: обязательность посещения занятий, жесткий учебный план. Поэтому, на такие простые навыки, как, например, изучение иностранного языка, тратится гораздо больше денег, чем на мотивированного взрослого, который решил этот иностранный язык изучить.

Даже в такой развитой стране, как США, обязательное школьное образование стоит слишком дорого и все равно не получает достаточного финансирования.

2 – школьное образование требует слишком много времени. 12 лет. После этого еще институт и иногда аспирантура. Поэтому получается, что человек тратит где-то 1/3 жизни только на учебу и практически не приносит пользу обществу. В то же время до введения всеобщего школьного образования люди могли начинать работать гораздо. В средневековье, например, люди не знали такого понятия, как детство, и заставляли работать детей с раннего возраста. Поэтому, само детство в принципе возможно только благодаря школьному образованию. Ребенок еще не получил требуемые аттестаты и пока еще не готов для работы. Если рассматривать детство как благо, то в этом аспекте школьное образование полезно. Но Иллич считает, что «детство» – это обременительное состояние, обременительно и для богатых и для бедных, поэтому от детства стоит отказаться.
3 – из пункта 1 и 2 следует, что школьное образование не эффективно. Иллич приводит примеры, ссылаясь на опыт бразильского учителя Пауло Фрейле, что любой взрослый начинает читать через 40 часов после начала учения, если они читают тесты, которые полезны для них. Т.е. если есть хорошая мотивация для занятия чтением.
4 – школьное образование создает дополнительные барьеры в обществе. Человеку без полного школьного образования сложнее найти себе работу. Сейчас это распространяется дальше: сложнее найти себе работу без высшего образования, а в некоторых случаях и без аспирантуры. Полное школьное образование требуется и для изкоквалифицированной работы, например, работы уборщицей. (В этом Иллич скорее всего передергивает, или ситуация в США сильно отличается от ситуации в России. На hh.ru работа уборщицы не требовала образования. Что забавно, по некоторым вакансиям требовался опыт работы 1 год.)Получается, что люди, которые получили неполное школьное образование или не получили никакого, чувствуют себя неполноценными. Без обязательного школьного образования такого дискомфорта у них бы не возникло.

5 – школьное образование формирует потребительский образ жизни. Этот пункт расписан ниже в мифах современного общества.

6 – Учитель имеет слишком большую власть над учениками, которая основывается на так называемом триединстве учителя. Учитель объединяет в себе 3 функции: жреца, моралиста и врача. Т.е. учитель ведет ритуал, говорит, что правильно и что не правильно и может корректировать поведение ученика. Это плохо, потому что за проступок получается тройное наказание. В этом триединстве авторитет школьного учителя схож с авторитетом Папы Римского в средневековье. Иллич советовал разделять эти функции по 3м разным людям. 

Религия, основанная на школьном образовании.

Вообще, школьное образование, по Илличу – это такой большой обряд инициации во взрослую жизнь, который является самым долгим и дорогим обрядом инициации за всю историю человечества.Эта инициации вызывает к жизни несколько мифов:

  1. Миф о согласованных ценностях.

Школа учит, что только обучение порождает учение. Но обучение и учение – это разные вещи.

Учение – это более самостоятельный процесс, результаты которого больше зависят от самого человека, чем от внешних факторов.

  1. Миф об измеряемых ценностях.

Школа навязывает измеримые ценности, она показывает, что все в мире может быть измерено. Но это, на самом деле не так, такие вещи, как, например, личностный рост или творчество измерить нельзя.

  1. Миф об упакованных ценностях.

Обучение навязывается как товар.

  1. Миф о постоянном прогрессе.

Школа навязывает ценность эскалации – ценность американского образа жизни. (Как она это навязывает, я пока не могу понять. Возможно, из-за того, что дети переходят из класса в класс, их ценности измеримы им и кажется, что это является прогрессом.

)Ну а из-за все большего и большего потребления возникает большее производство, но это не ведет к естественному развитию. Собственно, если освободиться от школ, то тогда будет гораздо проще избавиться от этих мифов, избавиться от потребительской религии и построить дивный новый мир. Ну, т.е. не дивный новый мир, а мир, свободный от отчуждения. У Фромма это мир Бытия.

 

Институционный спектр.

Еще в книге была дана такая интересная концепция- институциональный спектр. Выглядит это так, все социальные институты располагаются между двумя краями спектра: манипулятивные социальные институты справа и «дружелюбные» социальные институты слева.

https://www.youtube.com/watch?v=1Mr4g3mXlos

Под манипулятивными социальными институтами понимаются такие институты, которые навязывают свою волю клиентам этих институтов, заставляют клиентов поступать определенным, выгодным этим институтам, образом. Хорошим примером таких институтов является армия или тюрьма.

Кстати, забавный факт, Иллич пишет, что раньше тюрьма никогда не рассматривалась как исправительное учреждение. Она всегда была либо отдельным способом наказания, либо место ожидания наказания.Дружелюбные институты, это институты, которые не навязывают свою волю, а просто дают человеку какое-нибудь благо.

Примером такого института может быть парк, который никак не манипулирует желаниями человека. Если человек хочет гулять в парке, он гуляет, не хочет – не приходит в парк.Существуют также псевдо дружелюбные учреждения, типа системы платных дорог.

Формально они делают благо, но фактически они принуждают человека к покупке дорогих автомобилей, на которых он может оценить все преимущества платных дорог.Школа, по мнение Иллича, так же является наиболее характерным примером манипулятивного института. 

Правильное образование.

В конце книги Иллич дает свое видение того, как должно строиться правильное образование. Само собой, в идеальном, по Илличу, случае она должна полностью прийти на место школьному образованию.Оно должно состоять из 4х частей.

  1. Служба рекомендации образовательных объектов.

Эта служба будет позволять людям получать доступ к тем вещам, которые им интересны и которые они сами согласны изучать. Что-то типа библиотеки, где можно получить не только книги. Так же сюда входит возможность доступа на рабочие места специалистов, где ученики смогут смотреть, как делается работа.

 
Тут идет непосредственная работа с обладателями навыков, которым не обязательно быть учителями.
Позволяет людям находить партнеров, чтобы обучаться в группах. Там можно обучаться эффективнее.

  1. Профессиональные педагоги.

Это люди, которые будут помогать ученикам выбирать путь обучения навыкам, помогать развивать критическое мышление. Последняя глава просвещена философской теме прометеевского и эпиметеевского взгляда на мир. Далее идет забавный прием, который я встречал еще в «Дзене и искусство ухода за мотоциклом».

В древней Греции что-то пошло не так, люди выбрали неправильный путь развития, поэтому наша цивилизация не правильная.В данном случае в двух словах: они выбрали прагматизм вместо надежды Отсюда прогресс, отсюда спрос, отсюда растущие запросы, а это вообще ад.У Иллича идет интересная интерпретация мифа с «ящиком Пандоры».

Надежда на дне ящика Пандоры является единственной полезной вещью в ящике Пандоры. В других интерпретациях я встречал мнение, что надежда и есть самая страшная болезнь. 🙂 

Взгляд с другой стороны.

Чем мне больше всего понравилась эта книга, так это взглядом «с другой стороны» на уже понятные вещи.

После таких книг начинаешь понимать, что не все в мире так однозначно, как оно пытается казаться, и такие, казалось бы естественные институты, как школа может иметь не только технические недостатки, такие, как слабая мотивированность педагогов, нехватка людей, устаревшие или неправильные учебные планы, но и методологические недостатки, такие как неправильность самого существования школы. Из подобных книг я еще могу вспомнить Жозефа де Местера «Письма русскому дворянину об испанской инквизиции», где инквизиция выглядит, как спасительница Европы, а протестанты – губители, или «Вечный человек» Честертона, в которой идет ортодоксальная апологетика христианства с помощью взгляда на христианство человеком, которому христианство не знакомо. 

Выводы.

Книга описывает существующие, концептуальные проблемы школы и общества и предлагает пути к преодолению этих проблем.

  • Оригинал взят у lady_spring в ВСЕМ МИТИНГУЮЩИМ Так. Вот сейчас очень серьезно. На митинг в субботу придет больше 22 000 человек. Скорее…

  • Оригинал взят у _falkon_ в Правовые советы участникам митингов + пакет документов для суда Только заснул – разбудили звонком по поводу…

  • Я придумал, как достаточно легко можно «отвязаться» от информационных потоков, типа ЖЖ-лент и т.д. Тут я не хочу категорично говорить,…

Источник: https://abstract0r.livejournal.com/27926.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.