Возбуждение уголовного дела органом дознания

Возбуждение уголовных дел органами дознания: порядок, сроки, особенности

Возбуждение уголовного дела органом дознания

На основе Уголовно-процессуального кодекса РФ рассматривается роль органов дознания в уголовном судопроизводстве. Рассмотрены порядок, сроки и характерные особенности данного участника уголовно-процессуальных отношений.

Предварительное расследование в форме дознания производится в порядке, установленном главами 21, 22 и 24— 29 УПК, с изъятиями, предусмотренными законом. Дознание производится по уголовным лазам, указанным в ч. 3 ст. 150 УПК.

Этот перечень включает 93 состава преступлений, предусмотренных Особенной частью УК. Кроме того, дознание производится по письменному указанию прокурора по уголовным делам об иных преступлениях небольшой и средней тяжести.

Таким образом, дознание проводится по значительному числу составов преступлений.

Деятельность дознавателей по уголовным делам осуществляется по двум группам дел:

  1. по делам, по которым обязательно предварительное следствие (ст. 38 УПК), проводятся неотложные следственные действия;
  2. по уголовным делам, не требующим предварительного следствия, расследование производится в полном объеме в форме дознания.

Дознание производится по следующим уголовным делам:

  1. по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 112, 115, 116, 117 ч. 1, 118, 119, 121, 122 ч. 1 и 2, 123 ч. 1, 125, 127 ч. 1, 129, 130, 150 ч. 1, 151 ч. 1, 153-157, 158 ч. 1, 159 ч. 1, 160 ч. 1, 161 ч. 1, 163 ч. 1, 165 ч. 1 и 2, 166 ч. 1, 167 ч. 1, 168, 170, 171 ч. 1, 171.1 ч. 1, 175 ч. 1 и 2, 177, 180 ч. 1 и 2, 181 ч. 1, 188 ч. 1, 194, 203, 207, 213 ч. 1, 214, 218, 219 ч. 1, 220 ч. 1, 221 ч. 1, 222 ч. 1 и 4, 223 ч. 1 и 4, 224, 228 ч. 1, 228.2, 230 ч. 1, 231 ч. 1, 232 ч. 1, 233, 234 ч. 1 и 4, 240 ч. 1, 241 ч. 1, 242, 243 -245, 250 ч. 1, 251 ч. 1, 252 ч. 1, 253, 254 ч. 1. 256-258, 260 ч. 1, 261 ч. 1, 262, 266 ч. 1, 268 ч. 1, 294 ч. 1, 297, 311 ч. 1, 312, 313 ч. 1, 314, 315, 319, 322 ч. 1, 322.1 ч. 1, 323 ч. 1, 324-326, 327 ч. 1 и 3, 327.1 ч. 1, 329 и 330 ч. 1 Уголовного кодекса Российской Федерации;
  2. об иных преступлениях небольшой и средней тяжести — по письменному указанию прокурора.

При производстве предварительного расследования по делам, отнесенным к подследственности органов дознания, дознаватель уполномочен самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением тех из них, на которые требуется согласие начальника органа дознания, решение прокурора и (или) судебное решение. Дознаватель вправе осуществлять иные полномочия, предоставленные ему УПК.

При этом указания прокурора и начальника подразделения дознания обязательны для исполнения. Дознание — это «ускоренная» форма расследования, она производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела и до дня принятия решения о его направлении прокурору для утверждения обвинительного акта. Этот срок может быть продлен постановлением прокурора на 30 сут.

В необходимых случаях, в том числе связанных с производством судебной экспертизы, срок дознания, предусмотренный ч. 3 ст. 223 УПК РФ, может быть продлен прокурорами района, города, приравненным к ним военным прокурором и их заместителями до 6 месяцев.

В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, направленного в порядке, предусмотренном ст. 453 УПК РФ.

срок дознания может быть продлен прокурором субъекта Российской Федерации и приравненным к нему военным прокурором до 12 месяцев.

В случае, когда в срок (15 суток) окончить дознание не представилось возможным ввиду того, что подозреваемый или обвиняемый скрылся от следствия, либо место его нахождения не установлено по иным причинам, или место нахождения подозреваемого, обвиняемого известно, однако реальная возможность его участия в уголовном деле отсутствует, либо подозреваемый или обвиняемый временно тяжело заболел и это препятствует его участию в следственных и иных процессуальных действиях, дознание приостанавливается порядке, предусмотренном главой 28 УПК.

Причем по основаниям, указанным в и. 2 ч. 1 ст. 208 УПК, дознание приостанавливается лишь по истечении его срока, а по основаниям, предусмотренным и. 3 и 4 ч. 1 ст. 208 УПК, дознание может быть приостановлено и до окончания его срока. Дознание возобновляется на основании постановления прокурора либо начальника подразделения дознания в порядке, предусмотренном ст. 211 УПК.

С возбуждения уголовного дела начинается производство дознания. После вынесения постановления о возбуждении уголовного дела по составу преступления, по которому обязательно предварительное следствие (ст.

157 УПК), орган дознания производит неотложные следственные действия и направляет уголовное дело руководителю следственного органа, а по составам, указанным в ч. 3 ст. 150 УПК, т.е. не требующим предварительного следствия, производит дознание в полном объеме.

Копию постановления направляет прокурору (ч. 4 ст. 146 УПК).

В случае, если уголовное дело возбуждено по факту совершения преступления и в ходе дознания получены достаточные данные, дающие основание подозревать лицо в совершении преступления, дознаватель составляет письменное уведомление о подозрении в совершении преступления, копию которого вручает подозреваемому и разъясняет ему права подозреваемого, предусмотренные ст. 40 УПК, о чем составляется протокол с отметкой о вручении копии уведомления.

В течение 3 суток с момента вручения лицу уведомления о подозрении в совершении преступления дознаватель должен допросить подозреваемого по существу подозрения. В уведомлении о подозрении в совершении преступления должны быть указаны:

  • дата и место его составления;
  • фамилия, инициалы лица, его составившего;
  • фамилия, имя и отчество подозреваемого, число, месяц, год и место его рождения;
  • описание преступления с указанием места времени его совершения, а также других обстоятельств, подлежащих доказыванию в соответствии с п. 1 и 4 ч. 1 ст. 73 УПК;
  • пункт, часть, статья Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающие ответственность за данное преступление.

При наличии данных, дающих основание подозревать лицо в совершении нескольких преступлений, предусмотренных разными пунктами, частями, статьями Уголовного кодекса Российской Федерации, в уведомлении о подозрении в совершении преступления должно быть указано, в совершении каких деяний данное лицо подозревается по каждой из этих норм уголовного закона. При установлении по одному уголовному делу нескольких подозреваемых уведомление о подозрении в совершении преступления вручается каждому из них. Копия уведомления о подозрении лица в совершении преступления направляется прокурору (ст. 223.1).

В отношении лица, подозреваемого в совершении преступления, дознаватель вправе возбудить перед судом с согласия прокурора ходатайство об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу.

Постановление о возбуждении ходатайства о заключении подозреваемого под стражу и материалы, подтверждающие обоснованность ходатайства, дознаватель должен представить соответствующему судье для рассмотрения.

Если в отношении подозреваемого была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, то обвинительный акт составляется не позднее 10 сут.

со дня заключения его под стражу, а если подозреваемый был задержан, а затем заключен под стражу, то в тот же срок с момента задержания.

При невозможности составить обвинительный акт в срок, предусмотренный ч. 2 ст. 224. подозреваемому предъявляется обвинение в порядке, установленном главой 23 УПК, после чего производство дознания продолжается в порядке, установленном настоящей главой, либо данная мера пресечения отменяется.

При невозможности закончить дознание в срок до 30 суток и отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения в виде заключения под стражу этот срок может быть продлен судьей районного суда ал и военного суда соответствующего уровня в порядке, установленном ч. 3 ст.

108 УПК, по ходатайству дознавателя с согласия прокурора района, города или приравненного к нему военного прокурора на срок до 6 месяцев.

Источник: https://novainfo.ru/article/3002

Уголовный процесс

Возбуждение уголовного дела органом дознания

Дознаватель, орган дознания, следователь и руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной уголовно-процессуальным законодательством, принять по нему решение в срок не позднее 3 сут. со дня поступления указанного сообщения.

Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, установленный частью первой настоящей статьи, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток.

По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания, а также по поручению руководителя следственного органа следователь.

Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации.

В ходе проверки могут быть получены объяснения от лиц, которые раскрывают и уточняют обстоятельства, раскрывающие основание для возбуждения уголовного дела, а также истребованы необходимые документы, осуществлены специальные исследования предметов, документов и т.д.

По результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает одно из следующих решений:

  1. о возбуждении уголовного дела;
  2. об отказе в возбуждении уголовного дела:
  3. о передаче сообщения по подследственности, а по уголовным делам частного обвинения — в суд.

О принятом решении сообщается заявителю. При этом заявителю разъясняется его право обжаловать данное решение, в обязательном порядке разъясняется и порядок обжалования.

Возбуждение уголовного дела публичного обвинения. При наличии повода и основания для возбуждения уголовного дела орган дознания, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь в пределах компетенции, установленной УПК, возбуждают уголовное дело, о чем выносится соответствующее постановление.

В постановлении о возбуждении уголовного дела указываются:

  1. дата время и место его вынесения;
  2. кем оно вынесено;
  3. повод и основание для возбуждения уголовного дела;
  4. пункт, часть, статья Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которых возбуждается уголовное дело.

В случае вынесения дознавателем, следователем постановления о возбуждении уголовного дела, которое относится к их подследственности. решение о принятии к своему производству должно быть отражено в самом постановлении. Если уголовное дело направляется прокурору для определения подследственности, то об этом в постановлении о его возбуждении делается соответствующая отметка.

Копия постановления руководителя следственного органа, следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору.

Значение термина «незамедлительно» УПК не раскрывает.

В русском языке это слово означает совершение действий сразу же, тотчас, сейчас же, насколько возможно скорее, немедленно, неотложно, неотлагательно, не позднее окончания текущих суток.

В процессуальном смысле незамедлительность совершения требуемых УПК действий предполагает направление прокурору постановления о возбуждении дела сразу же по вынесении, т.е. неотложно.

О решении руководителя следственного органа следователь, дознаватель в тот же день уведомляет заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело.

При возбуждении уголовного дела капитанами морских или речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителями геологоразведочных партий или зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, главами дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации прокурор незамедлительно уведомляется указанными лицами о начатом расследовании. В данном случае постановление о возбуждении уголовного дела и материалы передаются прокурору незамедлительно при появлении для этого реальной возможности.

После вынесения постановления о возбуждении уголовного дела:

  1. прокурор направляет уголовное дело для производства предварительного расследования;
  2. следователь приступает к производству предварительного следствия;
  3. орган дознания производит неотложные следственные действия и направляет уголовное дело руководителю следственного органа, а по уголовным делам, указанным в ч. 3 ст. 150 УПК, производит дознание.

Возбуждение уголовного дела частно-публичного обвинения. Уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 131, ч. 1 ст. 132. ч 1 ст. 130. ч. 1 ст. 137. ч. 1 ст. 138. ч. 1 ст. 139. 145. ч.

1 ст. 146 и ч. 1 ст. 147 УК РФ, считаются уголовными делами частно-публичного обвинения, возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего. Производство по таким уголовным делам ведется в общем порядке.

В связи с тем, что дела частного и частно-публичного обвинения могут возбуждаться лишь по жалобе потерпевшего, в заявлениях пострадавших должна содержаться ясно изложенная просьба о возбуждении уголовного дела по описываемым фактам. Кроме того, целесообразно разъяснить лицу процессуальные последствия возбуждения уголовного дела по его заявлению. Такие требования выработала практика для исключения впоследствии двоякого толкования намерений заявителя.

Руководитель следственного органа, следователь, а также дознаватель с согласия прокурора вправе возбудить уголовное дело о любом преступлении и при отсутствии заявления потерпевшего или его законного представителя, если данное преступление совершено в отношении лица, находящегося в зависимом состоянии или по иным причинам неспособности самостоятельно воспользоваться принадлежащими ему правами.

После получения такого согласия срок предварительного расследования исчисляется с латы вынесения постановления о возбуждении уголовного дела руководителем следственного органа, следователем, дознавателем с согласия прокурора.

Возбуждение уголовного дела частного обвинения. Уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 115, ч. 1 116, ч. 1 ст. 129 и ст. 130 УК РФ, считаются уголовными делами частного обвинения.

Заявление потерпевшего по уголовным делам частного обвинения рассматривается судьей в соответствии со ст. 318 УПК. Уголовные дела частного обвинения возбуждаются путем подачи заявления потерпевшим или его законным представителем.

В случае смерти потерпевшего уголовное дело возбуждается путем подачи заявления его близким родственником или прокурором.

Уголовное дело может быть возбуждено следователем, дознавателем с согласия прокурора и в случаях, когда потерпевший в силу беспомощного состояния или по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы.

Заявление должно содержать:

  1. наименование суда, в который оно подается;
  2. описание события преступления, места, времени, а также обстоятельств его совершения;
  3. просьбу, адресованную суду, о принятии уголовного дела к производству;
  4. данные о лице, привлекаемом к уголовной ответственности;
  5. список свидетелей, которых необходимо вызвать в суд;
  6. подпись лица, его подавшего.

Заявление подается в суд с копиями по числу лиц, в отношении которых возбуждается уголовное дело частного обвинения. С момента принятия судом заявления к своему производству лицо, его подавшее, является частным обвинителем. Ему должны быть разъяснены права, предусмотренные ст.

42 и 43 УПК, о чем составляется протокол, подписываемый судьей и лицом, подавшим заявление. Уголовные дела подлежат прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым. Вступление в уголовное дело прокурора не лишает стороны права на примирение.

Примирение допускается до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора.

Решение о передаче сообщения по подследственности, а по уголовным делам частного обвинения — в суд.

Направление по подследственности или по подсудности производится в тех случаях, когда решение по существу сообщения не может быть принято органом или лицом, его получившим (преступление совершено в другом районе, преступление подследственно следователю специализированного органа — следователю ФСБ, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, военной прокуратуры и т.п.).

В случае принятия решения о передаче сообщения по подследственности, а по уголовным делам частного обвинения — в суд. орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает меры по сохранению следов преступления. О принятом решении сообщается заявителю с разъяснением его права обжаловать данное решение и порядок обжалования.

Источник: https://isfic.info/urpro/ugcou65.htm

Полномочия сотрудников органов дознания на стадии возбуждения уголовного дела

Возбуждение уголовного дела органом дознания

УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС

УДК 343.12

DOI: 10.19073/2658-7602-2020-17-2-223-229

ПОЛНОМОЧИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ _НА СТАДИИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА

АЛЕКСАНДРОВА Людмила Анатольевна*

И ml1970@yandex.ru

Ул. Комсомольская, 21, Екатеринбург, 620137, Россия

Аннотация. Статья посвящена проблеме неопределенности в вопросе о субъектах возбуждения уголовного дела, что в первую очередь относится к органу дознания, поскольку уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации допускает как проверку сообщений о преступлении, так и вынесение органом дознания решения по результатам этой деятельности.

На практике нередки случаи, когда принимаются итоговые решения об отказе в возбуждении уголовного дела сотрудниками органа дознания, в том числе по материалам о преступлениях, подследственных следователям. УПК РФ не содержит понятия сотрудников органа дознания, в то время как их должности, права и обязанности очень разнообразны, часто преимущество отдается ведомственным интересам.

Такая практика сложилась во многом из-за противоречий действующего уголовно-процессуального законодательства и одновременного действия множества должностных инструкций и положений, нормам которых сотрудники органа дознания часто отдают приоритет.

В статье рассматриваются данные противоречия, а также ведомственные приказы, исключающие единообразное применение положений УПК РФ при решении вопроса о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела.

Ключевые слова: система участников уголовного судопроизводства, орган дознания, сотрудники органа дознания, должностные инструкции, уголовно-процессуальный закон, возбуждение уголовного дела, отказ в возбуждении уголовного дела.

Authorities of Employees of the Inquiry Bodies at the Stage of Excitation of Criminal Case

Aleksandrova Lyudmila A.**

И ml1970@yandex.ru

21 Komsomolskaya st., Yekaterinburg, 620066, Russia

Abstract.

The article is devoted to the problem of uncertainty in the question of the subjects of a criminal case that primarily relates to the division of inquiry, because the criminal procedure legislation of the Russian Federation allows both verification of crime reports, and making the results of this activity the decisions of division of inquiry. In practice there are cases when accepted the final decision about refusal in excitation of criminal case employees of division of inquiry, including materials about the crimes ofthe defendants to the investigators. Code of Criminal Procedure ofthe Russian Federation does not contain the term employees of division of inquiry, in that time, their position, rights and duties are very diverse, often preference is given to departmental interests. This practice has developed largely because ofthe contradictions inside existing criminal procedure legislation and the simultaneous action ofmany job descriptions

* Доцент кафедры уголовного процесса Уральского государственного юридического университета, кандидат юридических наук, доцент.

** Docent of the Department of Criminal Procedure at Ural State Law University, Candidate of Legal Sciences, Docent.

and regulations, rules which the employees of division of inquiry often give priority. The article examines these contradictions, and also departmental orders precluding the uniform application of the provisions of the Code of Criminal Procedure of the Russian Federation in the decision of a question on excitation or refusal in excitation of criminal case.

Keywords: the system ofparticipants in criminal proceedings, the division ofinquiry, the staff of division ofinquiry, job descriptions, criminal procedure law, criminal proceedings, refusal to initiate criminal proceedings.

Систему участников уголовного судопроизводства, несмотря на четкий перечень, установленный законодателем, нельзя назвать закрытой: определенность элементов любой системы не говорит о ее характере [2, с. 61].

Для каждого отдельно взятого производства круг участников начинает формироваться, в основном, на стадии возбуждения уголовного дела после непосредственного начала процессуальной деятельности [6, с. 319].

Вовлечение того или иного лица в процесс судопроизводства, а значит качество установления обстоятельств преступления, зависит от следователя или дознавателя.

На практике порой возникают трудности с определением статуса лица, имеющего полномочия на возбуждение уголовного дела. Законодатель устанавливает обязанность органа дознания возбудить уголовное дело (ч. 2 ст. 40, ч. 1 ст. 157 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ)), однако неясны при этом полномочия его сотрудников.

Уголовные дела, кроме дознавателя, уполномоченного производить расследование (ч. 1 ст. 41 УПК РФ), возбуждают и участковые, и оперативные уполномоченные.

Решение этого вопроса может быть поручено также инспектору по делам несовершеннолетних, по исполнению административного законодательства и, если использовать формальное толкование закона, инспекторам патрульно-постовой, дорожно-патрульной служб, поскольку они являются сотрудниками органа дознания.

Должностные обязанности этих лиц уточняются ведомственными приказами, определяющими, кому можно поручать процессуальную деятельность, но уголовно-процессуальный закон различий не делает, что обусловливает возникновение противоречий.

В соответствии с пп. 1 и 2 ст. 25 Федерального закона «О полиции»1 сотрудник находится в распоряжении этого органа дознания, поэтому сам по себе ни участковый уполномоченный, ни оперативный уполномоченный органами дознания не являются, хотя и относятся к полиции.

https://www.youtube.com/watch?v=cFYT7W9DFqA

До 29 марта 2019 г. действовал приказ МВД России от 31 декабря 2012 г. № 11662, в п. 2 которого участковый уполномоченный (старший участковый уполномоченный) полиции определялся как сотрудник полиции, осуществляющий оперативно-служебную деятельность на должности среднего или старшего начальствующего состава.

Вступивший в силу приказ МВД России от 29 марта 2019 г.

№ 2053 не дает определения участкового, но также устанавливает персональную ответственность руководителя органа дознания (в частности, начальников территориальных органов МВД России на районном уровне) за организацию служебной деятельности участковых уполномоченных полиции, находящихся в их подчинении.

Это касается и процессуальной деятельности: п. 30 приказа предусматривает непосредственное рассмотрение сообщения о преступлении участковым уполномоченным полиции при наличии поручения соответствующего должностного лица. Интересно, что другой действующий приказ МВД России от 1 февраля 2018 г.

№ 504 содержит перечень должностей среднего и старшего начальствующего состава, к ведению которых относится расследование или организация расследования уголовных дел. В этот перечень включены только должностные лица органов предварительного следствия и подразделений дознания территориальных органов МВД.

1 О полиции : федер. закон от 7 февр. 2011 г. № З-ФЗ // Рос. газ. 2011. 8 февр.

2 Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции : приказ МВД России от 31 дек. 2012 г. № 1166 // Рос. газ. 2013. 27 марта.

3 О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности : приказ МВД России от 29 марта 2019 г. № 205 // Рос. газ. 2019. 8 июля.

4 Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 1 февр. 2018 г. № 50 // Рос. газ. 2018. 27 марта.

Статьи 13 и 14 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»5 перечисляют обязанности, возложенные на оперативные подразделения органов внутренних дел, являющиеся органами дознания, а не непосредственно на их сотрудников.

Таким образом, сотрудник полиции может участвовать в производстве оперативно-розыскных мероприятий, осуществлять процессуальную деятельность только по поручению (письменному распоряжению) руководителя органа дознания.

Это правило взаимосвязано и с порядком вынесения процессуальных решений.

Часть 2 ст. 40 УПК РФ возлагает на орган дознания полномочия по производству предварительного расследования в форме дознания по уголовным делам сообразно подследственности, а также нормы ст. 157 УПК РФ допускают возможность возбуждения и расследования органом дознания уголовных дел.

Тем не менее единого понятия сотрудника органа дознания, на которого могут быть возложены процессуальные функции, нет, как нет и четкого разграничения полномочий в сфере уголовного судопроизводства. В соответствии с ч. 1 ст.

144 УПК РФ дознаватель, орган дознания, следователь обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной данным кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения.

Закон не уточняет при этом, какие сотрудники органа дознания могут осуществлять процессуальную деятельность.

Вопрос о правомерности вынесения участковым уполномоченным окончательного решения по сообщению о преступлении (постановления об отказе в возбуждении уголовного дела) рассматривался Верховным Судом Российской Федерации.

В определении от 15 мая 2008 г. № КАС08-169 Верховный Суд указал, что по поручению органа дознания участковый уполномоченный полиции «при обнаружении на административном участке деяний, содержащих признаки преступлений, по делам о которых предварительное

расследование производится в форме дознания органами внутренних дел»6, принимает меры для установления обстоятельств происшествия. В том же порядке он может принимать процессуальные решения. В этих случаях участковый уполномоченный полиции является дознавателем, т. е.

должностным лицом органа дознания, уполномоченным начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также другие полномочия, предусмотренные УПК РФ. Его компетенция как дознавателя может осуществляться лишь в рамках уголовных дел или материалов о преступлениях соответствующей подследственности.

Производство участковым неотложных следственных действий в порядке ст. 157 УПК РФ допускается только в исключительных случаях.

Нельзя не заметить противоречий между текстом определения Верховного Суда от 15 мая 2008 г. № КАС08-169 и содержанием рассмотренных приказов Министерства внутренних дел Российской Федерации: ведомственные нормативные акты не учитывают особенности подследственности.

В теории уголовного процесса также не сложилось единого мнения: И. О. Воскобойник и А. А. Рытьков отрицают влияние подследственности уголовных дел на полномочия сотрудников органа дознания принимать решение об отказе в возбуждении уголовного дела, используя в обоснование своей точки зрения прямое толкование уголовно-процессуального закона.

Поскольку в ст. 151 УПК РФ говорится только о предварительном расследовании, постольку на предыдущей стадии сотрудник органа дознания может вынести любое решение [1, с. 19]. Этой же точки зрения придерживаются А. Б. Судницын, А. Л. Карлов, отмечая, однако, необходимость обеспечения соответствующего уровня подготовки сотрудников органа дознания [4, с.

95].

Думается, правы они лишь отчасти – решение лица, в круг полномочий которого не входит расследование определенных законом преступлений, не должно быть окончательным, каким, по сути, является постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Стоит согласиться

5 Об оперативно-розыскной деятельности : федер. закон от 12 авг. 1995 г. № 144-ФЗ // Рос. газ. 1995. 18 авг.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/polnomochiya-sotrudnikov-organov-doznaniya-na-stadii-vozbuzhdeniya-ugolovnogo-dela

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть